Главная > Инструкторы
Главная
Новости
Расположeние
Правила клуба
Членство
Инструкторы
Календарь
События и фото
Ссылки
О клубе
ФОБОС: погода в г. Москва

Сила ветра.ру
 



Обучение полетам на моделях самолетов и вертолетов




В клубе ведется инструкторская работа в нескольких направлениях:
1. Консультации в приобретении и сборки моделей
2. Обучение управлению моделями самолетов (Описание курса) и вертолетов (Описание курса)
3. Инструктаж в 3D-пилотаже
4. Инструктаж и консультации в классе спортивных пилотажных авиамоделей

Описание курсов обучения:
Самолеты
Вертолеты
Инструкторы

Фотография ФИО и направления работы
Анатолий Глоткин - Руководитель инструкторской службы клуба, инструктор по пилотированию моделями самолетов.

Контактный телефон +7-926-226-2562


Обучение полетам на моделях самолетов

Первоначальное обучение управлению радиоуправляемыми моделями самолетов подразумевает:
1. Знакомство с необходимым оборудованием для полетов.
2. Проверка качества сборки и подготовки модели к эксплуатации.
3. Регулировка и настройка аппаратуры.
4. Тестовый полет модели.
5. Непосредственное обучение управлению модели в полете.
6. Ознакомление с культурой поведения пилота в воздухе и на земле во время нахождения в местах сбора моделистов.

Первоначальное обучение проводится только на моделях класса «тренер» с адекватным поведением в воздухе и четкой реакцией на действия пилота.
Все полеты с новичками осуществляются на двух аппаратурах, соединенных специальным кабелем «тренер-ученик». Основной передатчик, связанный с моделью радиосигналом, находится у инструктора, а ученический передатчик, выполняет только функции джойстика. Переключение управления от первого передатчика ко второму производится специальным тумблером «тренер» на основном передатчике. Отдавая управление ученику, инструктор предупреждает его фразами «Внимание!» и через секунду – «Летим». На слове «внимание» ученик обязан все ручки управления поставить в нейтральное положение, а на «летим» - начать управлять моделью. Исключение: передача управления моделью ученику во время выполнения какой-либо фигуры пилотажа или ее фрагмента, отличного от прямолинейного направления. Например, при выполнении «петли» или горизонтального разворота, управление может быть отдано в начальной стадии их выполнения. Тогда команда может прозвучать так: «… ручку немного на себя… летим!» В случае критической ошибки ученика, инструктор переводит управление на себя, сообщая об этом ученику, например, фразой «взял на себя».
Все команды «правей-левей», для исправления полета модели, инструктор дает относительно передатчика ученика.

Курс обучения управлению моделями самолетов
Обучение проводится в два этапа.
Первый этап включает в себя 4 занятия по 3 полета.
Второй этап включает в себя 4 занятия по 3 полета, включая один зачетный самостоятельный полет.

План проведения занятий.

Первый этап

Вводная часть. Продолжительность до 30 минут
Аэродинамика модели; Принцип работы основных узлов и деталей модели; Назначение рулей; Методы управления моделью.
Понятие "Пилотажная зона". Принципы построения полета. Схемы и планы полетов.

Занятие 1. 3 полета.
Полет 1.
Задача: Удерживать модель в горизонтальном положении по крену и на одной высоте.
Полет 2.
Задача: Контроль самолета не только по крену и высоте, но и удержание направления полета относительно ВПП.
Полет 3.
Задача: Определять край пилотажной зоны и направление разворота. Ввод модели самолета в вираж для разворота.

Тренируется умение плавно и в небольшом диапазоне двигать ручками управления.
Выполнение: После взлета, набора высоты и вывода модели в пилотажную зону, инструктор передает управление ученику и контролирует точность выполнения заданий.
Типичные ошибки: модель снижается или набирает высоту; крылья находятся не в горизонтальной плоскости (излишний крен); неверное направление движение ручки управления элеронами (креном), особенно при полете «на себя»; резкая работа рулями.

Занятие 2. 3 полета.
Задача: развороты в горизонтальной плоскости.
Тренируется умение задать нужный крен и радиус разворота.
Выполнение: После пролета по прямой, ученик задает модели нужный крен (не более 45 градусов) и, подтянув ручку на себя, вводит модель в разворот. По завершению разворота отпускает ручку руля высоты в нейтральное положение и устраняет крен. Рекомендуемая очередность выполнения движений ручками управления на этом этапе: крен – нейтраль – на себя – удерживание в этом положении – нейтраль – крен в обратную сторону.
Типичные ошибки: излишний крен (более 45 градусов) вплоть до переворачивания модели на спину; не постоянное удерживание ручки «на себя» нужное время (как правило, ученик периодически подергивает ручку); выходя из разворота, крен делается в противоположную сторону от нужного (ученик путает «право-лево»).


Занятие 3. 3 полета.
Полет 1.
Задача: Простая "бочка". Тренируется работа элеронами.
Выполнение: После пролета по прямой, ученик приподнимает нос модели чуть вверх, и, отклонив ручку управления элеронами полностью в любую из сторон, делает полную бочку. Модель должна сделать один полный оборот вокруг своей продольной оси. По завершению бочки, ученик устраняет крен, возникший в результате неточного выполнения фигуры, и выравнивает модель по тангажу (тангаж - угловое движение летательного аппарата относительно поперечной оси, т.е. вверх-вниз).
Рекомендуемая очередность выполнения движений ручками управления на этом этапе (компенсация потери высоты в перевернутом положении модели на данном этапе обучения не делается!): на себя – нейтраль - крен – удерживание в этом положении - нейтраль – на себя. За один пролет делается одна бочка. Как вариант, две (в том числе, в противоположные стороны), после полного выравнивания и небольшой паузы между бочками.
Типичные ошибки: преждевременное прекращение вращения (неполный оборот), касание ручки руля высоты в начале и во время вращения (модель летит по спирали).
Полет 2 и 3.
Задача: Полет по горизонтальной восьмерке, управляя рулем поворота.
Выполнение: Когда модель находится в центре пилотажной зоны (перед собой), ученик отклоняет руль поворота в одну из сторон до предела, заставляя модель лететь по кругу. При этом компенсирует возникающий крен отклонением ручки элеронов, а пикирование (опускание носа модели) или кабрирование (подъем носа) – ручкой руля высоты. По завершению полного круга, все рули ставятся в нейтральное положение и тут же перекладываются в противоположное направление.
Типичные ошибки: заваливание модели по крену и тангажу; непредсказуемая работа газом.


Занятие 4. 3 полета.
Задача: Пролеты над полосой на разной высоте. Работа с газом и рулем поворота.
Выполнение: После пролета по прямой в пилотажной зоне, делается плавный разворот в сторону ВПП и заканчивается прямо над полосой. Находясь над полосой, выполняется прямой пролет, соблюдая точность ведения модели по курсу, используя руль поворота. Пролетев всю полосу, модель разворачивается в направлении от полосы и выходит в зону. Через несколько таких пролетов, находясь над полосой, немного прибирается ручка газа и выполняется небольшое снижение. Перед очередным разворотом в зону, прибавляется газ. Постепенно высота пролета над полосой доводится до ~ 5 метров.
Типичные ошибки: неточное завершение разворота в сторону полосы (модель оказывается далеко до полосы или перелетает ее); не выдерживается высота и прямолинейность полета над полосой; значительный уход в сторону от полосы после пролета половины расстояния.

Второй этап

Занятие 5. 3 полета.
Полет 1.
Задача: «Конвейер» - посадка самолёта с последующим взлётом с коротким пробегом по полосе.
Выполнение: Все как во время занятия №4, но в направлении только против ветра. При точном выходе над взлетной полосой, газ убирается до холостого, нос опускается на небольшой угол и модель выдерживается в таком положении до высоты 1-0,5 метра. На этой высоте модель выравнивается, пролетает несколько метров по горизонту или чуть снижаясь. Добавляется газ до полного, модель разгоняется, не меняя высоту, и уходит с набором высоты на разворот. При следующих заходах высота снижается вплоть до нулевой. Важный момент: для плавного касания земли, ручка управления рулем высоты придерживается все время «на себя», компенсируя нарастание скорости приближения к земле (нос модели в этот момент приподнят, но модель продолжает снижение). После касания земли, ученик отпускает ручку высоты в нейтраль, добавляет газ и разгоняет модель для набора высоты и нового разворота.
Типичные ошибки: Преждевременное выравнивание модели в горизонтальный полет и «задирание» носа вверх; грубое касание земли (руль высоты отпускается в нейтраль); преждевременное и излишнее «взятие» ручки на себя в момент разгона после касания земли (моделе не хватает скорости).

Полет 2 и 3.
Задача: Отработка взлета и развороты в вертикальной плоскости.
Выполнение.
Взлет: Модель стоит по центру полосы, носом против ветра, напротив ученика. Оценив, что полоса свободна и нет помех для взлета, ученик мягким движением добавляет газ до полного (но не дольше 2 сек). Выравнивает направление разбега модели рулем поворота и, после пробежки 10-15 метров или по команде инструктора «поднимай», немного берет ручку руля высоты «на себя», следя, чтобы угол подъема модели не был слишком крутой. После набора 5-6 метров высоты делается поворот от ВПП на угол 90 градусов, продолжая набор высоты. Войдя в пилотажную зону, ученик сбавляет газ до среднего и доворачивает модель еще на 90 градусов, направляя модель в противоположное от взлета направление.
Развороты: Пройдя среднюю часть зоны, газ добавляется до полного и, после набора скорости, модель переводится в набор высоты под углом около 45 градусов. Набрав приблизительно чуть больше половины от имеющейся уже высоты, ручкой управления элеронами делается переворот модели на спину (пол бочки). Через некоторое время убирается газ почти до холостого. Модель начинает опускать нос (оставаясь в перевернутом, кабиной вниз, положении), а ученик берет «на себя» ручку управления рулем высоты и плавно выводит модель в прямой горизонтальный полет в противоположном от начального направлении. После этого газ добавляется до среднего, модель следует выровнять по крену и тангажу. Пролетев центр зоны, начинается новый вертикальный разворот.
Типичные ошибки на взлете: очень медленно дается газ; модель при разгоне «рыскает» по курсу; преждевременный отрыв модели от полосы и слишком большой угол подъема.
Типичные ошибки на вертикальных разворотах: наличие крена перед началом подъема под 45 градусов; слишком большой угол подъема; в момент выполнения полубочки немного перетянута ручка управления рулем высоты (полет по спирали); преждевременный выход из полупетли; не добавляется газ после выхода из фигуры.


Занятие 6. 3 полета.
Полет 1.
Задача: Управление моделью в перевернутом полете.
Выполнение: Ученик осуществляет взлет самостоятельно. Выводит модель в пилотажную зону. Разгоняет модель до максимальной скорости. На краю зоны, мягким движением ручки «на себя» выполняет полупетлю. В верхней ее части убирает газ на «средний» и небольшим движением ручки «от себя» пытается удержать модель в перевернутом положении. Пролетев до противоположного конца зоны, убирает газ почти до холостого и отпускает руль высоты в нейтраль. Модель опускает нос, а ученик берет «на себя» ручку управления рулем высоты и плавно выводит модель в нормальный горизонтальный полет. После этого газ добавляется до среднего, модель следует выровнять по крену, направлению и тангажу. Вновь разогнав модель, ученик опять вводит его в полупетлю и перевернутый полет.
Типичные ошибки: крен на входе в полупетлю; в перевернутом полете ручка руля высоты передавливается или недодавливается «от себя»; появляющийся крен исправляется не в ту сторону.

Полет 2 и 3.
Задача: «Смешанный» полет.
Выполнение. Ученик производит взлет, развороты в горизонтальной и вертикальной плоскости, полет на спине, бочки, полеты над полосой на малой высоте, «конвейер». Очередность фигур определяет сам ученик, сообщая об их выполнении инструктору.
Типичные ошибки: Помимо типичных ошибок для каждого из предыдущих уроков, основной считается выход из пилотажной зоны, несоблюдение высоты и скорости полета.


Занятие 7. 3 полета.
Задача: «Конвейер» и посадка.
Выполнение. Все как на Занятии 5, но на одном из «конвейеров» газ не прибавляется, а остается в холостом положении. По полосе модель управляется рулем поворота.
Типичные ошибки: касание земли на большой скорости; маленькая скорость полета и выравнивание на большой высоте; не выдерживание направления посадки и попытка управлять направлением полета, используя крен (элероны) на маленькой высоте.


Занятие 8. 2 полета.
Задача: Экстренная посадка. Имитация посадки со случайно заглохшим двигателем.
Выполнение: Учеником выполняется смешанный полет как на шестом занятии. В любой момент инструктор может дать команду «уберите газ, двигатель заглох». Ученик убирает газ и, в зависимости от положения модели в воздухе, выбирает наикратчайшую траекторию полета к полосе, либо направляет модель «в поле», при этом решая задачу как сажать модель – по ветру или против. Если решение и выбор были верными для данной ситуации, сама посадка не обязательна. По решению инструктора, делается либо «конвейер», либо модель переводится в нормальный полет. Упражнение повторяется несколько раз за полет. Полет завершается посадкой в нормальном режиме.
Типичные ошибки: ученик не направляет модель к полосе по кратчайшей траектории; пытается развернуть модель для посадки на полосу против ветра на очень низкой высоте и недостаточной скорости.

Зачетный самостоятельный полет. Продолжительность не более 5 минут.
Задача: Самостоятельно подготовить модель к полету и совершить полет.
Выполнение: Убедиться в том, что используемая радиочастота свободна, проверить дальность работы аппаратуры, уровни зарядки аккумуляторов, правильность работы рулей и других органов управления моделью, произвести запуск двигателя (в случае модели с ДВС) и вынос модели на ВПП (взлетно-посадочную полосу). В полете допускается совершать маневры и выполнять любой набор фигур пилотажа из изученных за весь курс обучения, обязательно предупреждая инструктора об их выполнении. Минимальный набор фигур - взлет и посадка.
Типичные ошибки: Их не должно быть! Главное - не суетиться. И излишне не волноваться. Инструктор рядом!


На начало страницы
_____________________________________________________________________________________


Обучение полетам на моделях вертолетов

Вы можете попробовать самостоятельно освоить эту программу полетов. Будьте внимательны и аккуратны: главное - безопасность Ваша и окружающих Вас людей!

Курс состоит из 7 тем.
В каждую тему входит устная (около 15 минут) и практическая (один бак вертолета или 10 минут в воздухе) части.
Занятие может повторяться, пока курсантом не будет полностью усвоен весь материал темы и приобретены соответствующие навыки.
Переход к следующему занятию может быть осуществлен только после сдачи экзамена по изученной теме.

Курс позволяет:
- получить специальные знания и информацию от профессионального инструктора
- освоить необходимые навыки по управлению радиоуправляемым вертолетов
- научиться безопасному пилотированию
- совершенствовать в дальнейшем мастерство управления моделью без помощи тренера.

Описание занятий

Номер занятия Устная часть Практическая часть Экзамен для перехода к следующему занятию
1 Техника безопасности, обучение запуску двигателя и основное что нужно знать новичку. Заводим мотор. Учитель поднимает вертолет и в процессе висения периодически, на короткое время, отдает управление новичку – понимая, таким образом, насколько готов ученик. Ученик не пробует выполнять, какие либо фигуры, а просто пытается ощутить модель и понять назначение ручек управления. Основные правила техники безопасности и порядок запуска модели. Попробовать завести вертолет самостоятельно.
2 Основная теория висения и приемы, применяемые для удержания вертолета в воздухе. Заводим мотор. Учитель поднимает вертолет и в процессе висения периодически отдает управление новичку – ученик пытается удержать вертолет в предполагаемом квадрате 10х10 метров. Провисеть в квадрате 10х10 метров 5 секунд
3 Беседуем о движение вертолета влево право и работе ручкой шаг-газ. Заводим мотор. Учитель поднимает вертолет и в процессе висения периодически отдает управление новичку – Ученик пробует движения вертолета влево и право, а также пытается держать высоту Провисеть 10 секунд в квадрате 10х10 метров.
4 Беседуем о движение вертолета вперед назад и работе ручкой шаг-газ. Заводим мотор. Учитель поднимает вертолет и в процессе висения периодически отдает управление новичку – Ученик пробует движения вертолета вперед и назад, а также пытается держать высоту. Провисеть 10 секунд в квадрате 10х10 метров Сохраняя высоту в пределах 5 метров.
5 Обсуждаем пролеты и остановку вертолета в пределах 10 метров хвостом к себе. Заводим мотор. Ученик пробует поднять вертолет сам, если не получается это делает учитель. Пытаемся пролететь около десяти метров в сторону и остановить вертолет, а потом полететь в противоположном направлении и опять остановить модель. Все упражнения выполняются хвостом к себе. Провисеть 1 минуту в квадрате 10х10 метров Сохраняя высоту в пределах 5 метров. Выполнить движения влево право, с остановкой не выходя за пределы квадрата 10х10 метров.
6 Обсуждаем освоение фигуры «полет по кругу» – хвостом к себе. Заводим мотор. Ученик пробует поднять вертолет сам, если не получается это делает учитель. Пытаемся выполнить фигуру «полет по кругу» – хвостом к себе. Ученик пробует посадить вертолет сам, если не получается это делает учитель. Самостоятельно взлететь и провисев 10 сек. в квадрате 3х3, сделать движения влево право и вперед назад на расстояние 5 метров, а затем посадить вертолет.
7 Обсуждаем освоение фигуры «полет по восьмерке» – хвостом к себе. Заводим мотор. Ученик поднимает вертолет и учиться выполнять фигуру пилотажа. Также пробует висеть под углом 45 градусов (относительно курса). Затем сажает модель. Самостоятельно взлететь и провисев 1минуту в квадрате 3х3, сделать движения влево право, назад вперед на расстояние пяти метров, а затем посадить вертолет. Снова взлететь и повисеть с небольшим углом (относительно курса), сначала с левой стороны, а затем - с правой. Экзамен считается заданным, даже если ученик не смог повисеть боком или плохо выполнил пролеты. Самое главное чтобы он смог в любой момент или при ошибке, остановить модель, зависнуть, а затем продолжать попытки выполнения фигуры


Как видно из последнего пункта (экзамен), в конце курса ученик может самостоятельно поднять вертолет (выполнив все предполетные проверки), попробовать выполнить фигуру,а затем посадить вертолет.

Надо помнить, что для освоения сложных фигур самостоятельно может быть не достаточно полученных знаний.
Поэтому нужно больше тренироваться на компьютерном симуляторе и, возможно, брать уроки высшего пилотажа, снимая таким образом страх перед выполнением новых фигур и элементов полета.


На начало страницы
______________________________________________________________________________________

Обучение управлению моделями самолетов и вертолетов считается законченным после успешного выполнения зачетного самостоятельного полета.
Исходя из индивидуальных качеств ученика, инструктор может рекомендовать увеличить общее количество учебных полетов.
При обучении управлению моделями самолетов за одно занятие проводятся два-три учебных полета.
Замечено, что наилучший результат достигается при проведении занятий не чаще, чем через день, но не реже, чем 2 раза в неделю.
Параллельно практическим полетам настоятельно рекомендуются тренировки на компьютерных модельных симуляторах (G3, AeroFly, Reflex и прочих).


Занятия с детьми, недостигшими шестнадцатилетнего возраста, проводятся только в присутствии родителей!

Copyright